Мосев поступил в Московский институт культуры уже после службы в армии. Стройбат был хорошей жизненной школой, но, как он шутит, лучше бы он проходил её заочно. А вот учиться очно в Москве ему нравилось!
– Для меня институт стал подарком судьбы, – рассказывает он. – Особое окружение, особая культура. И это волшебное слово «кинематограф»! Учился я по специальности «руководитель киностудии». Нам давали прекрасные знания по сценарному искусству, кинорежиссуре, фотомастерству. Имел возможность посещать все кинофестивали, бывать на киностудиях. Все мы бредили Тарковским, Феллини. Для меня эти имена были культовыми. Посчастливилось присутствовать на съёмках последнего фильма известного актёра и режиссёра Владимира Басова. Моим учителем был оператор-профессионал Владимир Миньковецкий, снявший фильмы «Павел Корчагин» с Василием Лановым, «Фокусник» с Зиновием Гердтом.
Мосев, думаю, в институте отличался от других студентов необыкновенной творческой жилкой, во всяком случае, ему единственному разрешили в качестве дипломной работы снять художественный фильм (остальные снимали документальные) – двадцатиминутный фильм «Крик в океане» в стиле сюрреализма.
– О чём он? – спрашиваю Владимира Валентиновича.
– Я в то время находился под сильным впечатлением от Тарковского. Главный герой моего фильма – писатель, он пишет роман о герое, который бунтует против формализма, конъюнктуры, холопства. Хотелось свободы!
– А сейчас хочется?
– Она у меня есть! Я ведь занимаюсь творчеством, погружаюсь в него, и никто не приказывает мне, не диктует свой взгляд на жизнь.
Родом Мосев из города Чекалина Тульской области, и по распределению после института был направлен на работу в Тулу заведующим видеостудией Центра творчества.
В начале 90-х, в трудные времена, когда практически не на что было жить, он принял приглашение своего однокурсника Виктора Тверитинова и приехал в Смоленск. Виктор создал многопрофильный кооператив. И тут Мосеву пригодились навыки, полученные в стройбате, он занимался отделкой квартир. В те времена каждый выживал, как мог. Но хотелось другого – творчества.
– И это произошло, когда я познакомился с близким мне по духу человеком, журналисткой Ольгой Тихоновой, – рассказывает Владимир Валентинович. – Родилась идея о создании художественно-публицистического фильма.
Таким фильмом стал «Древний Смоленск». Мосев был режиссёром, Ольга Тихонова – сценаристом и продюсером. В фильме задействовали артистов Смоленского камерного театра. После этого в 1996 году началась полоса проникновения в телебомонд России. Фильм «Разорённые дворянские гнёзда. Барышниковы» (сценарист Дмитрий Тихонов, кинорежиссёр и оператор Владимир Мосев) был заявлен на ТЭФФИ-96 и вошёл в тройку лучших в номинации «Созданный не в Москве». Была в те годы такая номинация.
На ТЭФФИ-РЕГИОН-2000 фильм «Смоленская крепость. Недописанные главы» (сценарий Дмитрия Тихонова, Владимира Венгржновского, Ольги Тихоновой, а кинорежиссёр, конечно, Мосев) также попадает в тройку лучших.
В 2002 году фильм «Созидательница» – произведение о жизни и творчестве Марии Клавдиевны Тенишевой – на Международном теле-кинофоруме «Вместе» в Ялте получил специальный приз жюри. Делали его художественно-публицистическим, профессиональных актёров не приглашали, не было денег. В качестве актёров была задействована вся съёмочная группа, Мосев играл художника Николая Рериха.
В 2006 году документальный фильм «Патронатная семья» на Международном фестивале «Вера и Слово» в Москве в номинации «Призвание» получил первую премию. Фильм создавался при участии Смоленской епархии. Была отмечена режиссура, сценарий Ольги Тихоновой, операторская работа Виктора Понажёва. Через год этот фильм о детях-сиротах на фестивале «Семья России» занял первое место.
– Кино – искусство коллективное, – говорит Мосев. – И я благодарен своим друзьям-единомышленникам, которые были рядом, помогали, советовали, критиковали.
В 2008 году задумали кинотрилогию «От истока Днепра – золотые купола». Два фильма уже сделаны, третий в работе. Первый фильм телезрители уже увидели на одном из всероссийских каналов TV. Второй пока никто не видел. Чтобы снять трилогию, съёмочная группа в составе сценариста Юрия Солопова, оператора Виктора Понажёва, фотографа Станислава Богданова, кинорежиссёра Владимира Мосева и проректора Смоленского института развития образования Анатолия Журавченкова съездила в три экспедиции. В 2008 году прошли по российской части Днепра, в 2009-м – по белорусской, в 2010-м – по украинской. Все брали отпуска, ездили в экспедиции за свой счёт. В качестве спонсора выступил депутат областной Думы Валерий Разуваев – снабдил съёмочную группу тушёнкой, другими продуктами, водой. Трудностей во всех трёх экспедициях было немало, достаточно сказать, что на Украине попали в аварию. А машину нанимали, пришлось расплачиваться своими кровными не только за бензин, но и за ремонт автомобиля. На таком энтузиазме в наш век способны работать единицы. К концу этого года кинотрилогию собираются закончить.
– Но сейчас важнее завершить фильм «Смоленск. 1812 год. Вторжение», – говорит Владимир Валентинович. – Ведь в следующем году 200-летие Отечественной войны 1812 года. Мы бы давно его отсняли, но нет денег. А здесь на одном энтузиазме не выедешь. Необходимы актёры, специальные исторические костюмы, анимационная графика.
– Спонсоров не находится?
– Миллионерам это неинтересно, а люди любящие, чтящие историю Отечества, думаю, бедны. Конечно, нам необходим продюсер, человек с деловой хваткой, способный находить средства для создания фильмов и их распространения. Сам я в продюсеры не гожусь, не способен ходить по богатым людям, объяснять, что всё мы снимаем о Смоленщине, занимаемся просвещением, на наших фильмах можно воспитывать школьников, прививать им чувство гордости за нашу смоленскую землю. Сейчас мы, конечно, отстаём в техническом оснащении. Центральные каналы работают с другой техникой, мы крутимся на своём оборудовании. Но всё равно будем снимать – это потребность души.
|